Ора Ито: наглость – второе счастье
На слух бренд «Ора Ито» звучит по-японски коротко и загадочно. Однако за этим именем стоит вовсе не японец, а самый настоящий потомственный француз. Его дизайнерская карьера известна многим. Но на случай, если вы до сих пор не слышали, кто такой Ора Ито, мы решили рассказать о нем.
По возрасту Ито Морабито (так на самом деле зовут этого французского хулигана), пожалуй, не подходит на роль корифея, мэтра: он родился в 1977-м, в прошлом году ему «стукнуло» всего 40 лет. Но его активная творческая энергия, свободное от любых рамок воображение и головокружительный взлет заработали ему место в плеяде маститых дизайнеров прошлого и настоящего.
Семья Ито связана с искусством давно. Его дед Ив Байяр был архитектором, спроектировавшим Музей современного искусства в Ницце и участвовавшим в создании знаменитой библиотеки Луи Нюсера. Последнюю до сих пор часто можно встретить в подборках самых необычных зданий мира: человеческая шея и подбородок, которые переходят в огромный куб из стекла – такое не забывается. Отец Ито – Паскаль Морабито – также известный дизайнер, скульптор и ювелир. Его работы пользуются спросом и привлекают внимание еще с 1970-го года.
Было бы странно, если бы в такой творческой династии мальчик вырос бы рядовым клерком или автомехаником. Впрочем, Ито с юности старался «отстроиться» от заслуг своих родителей и прародителей, выйти из их тени, мечтал о собственной, независимой славе. Наверное, поэтому он всего год проучился в престижной Школе творчества и дизайна. Через год он был оттуда отчислен (а может быть, ушел сам) и выпущен «в свободное плавание».
Плавание это было достаточно авантюрным. Кое-кто утверждает, что 20-летний Ито подвизался на ниве хакерства, и что на его счету несколько достаточно серьезных взломов. Тогда же, мол, он и создал себе «ник» Ора Ито, составив его из букв настоящих имени и фамилии. Впрочем, особо верить подобным слухам не стоит – в Сети ходит много самых разных легенд. А начало дизайнерской карьеры Ора Ито было достаточно скандальным, чтобы наплодить еще пару десятков таких мифов.
Дело в том, что «вылетев» из школы дизайна, Ито создал коллекцию концептов, приписав их известнейшим маркам. Причем создал не просто так, для себя, «в стол» – нет, он выложил эти концепты в Интернет, представив себя арт-директором этих компаний! Рюкзачок от Луи Виттона, чехол для «макбука» защитного цвета, сандалии с логотипом Ив Сен Лоран… Это были всего лишь картинки, но покупатели оценили эти работы и стали пытаться приобрести эти несуществующие вещи. Модные корпорации были буквально завалены заказами на модные аксессуары, которых они не производили.
Наглость молодого дизайнера спровоцировала ряд судебных исков. Но, к счастью, скандал был замечен искусствоведами из Лувра, которые усмотрели в работах Морабито-младшего творческий потенциал и предложили ему провести выставку. Судебные тяжбы сошли на нет: одно дело – судиться с 21-летним сетевым хулиганом из Марселя, и совсем другое – ущемлять творческие поиски молодого художника, выставляющегося в Лувре.
Так пришла слава. В 1998-м году Морабито создал свою дизайн-студию, бренд Ora Ïto стал пользоваться популярностью. Со временем те самые торговые марки, которые Ора Ито незаконно копировал, стали обращаться в его студию за концептами и разработками. К сегодняшнему дню в списке клиентов талантливого француза есть такие бренды как LG, Swatch, Adidas, LaCie, Toyota, Renault, Levi´s, Sagem, Gorenje.
Ора Ито не ограничивает себя какими-то рамками: он «дизайнерит» все, что попросят. Закажут дизайн бутылки для минеральной воды – сделает бутылку. Ангажируют его на разработку чехлов и аксессуаров для смартфонов – поучаствует с удовольствием. Концепты футуристичных автомобилей, пивные банки, мебель, архитектура – кажется, что для этого «марсельского выскочки» нет ничего невозможного. Впрочем, в одном из интервью он рассказал, что хотел бы создать дизайн корабля, но заказчиков пока нет.
Свой стиль Морабито-младший называет «simplexity»: simplicity (простота) + complexity (сложность). Достаточно громкое заявление (впрочем, Ито с юности не был «тихим»), в котором все же есть изрядная доля правды: минимализм дизайнер сочетает с функциональностью, простые формы сочетает в сложных и неожиданных комбинациях.
Дизайнер явный сторонник глобализации и современных технологий. Еще бы, ведь именно Всемирная Сеть стала для него первой ступенькой на пути к богатству и славе! Ито уверен, что в процессе современного творчества коммуникация играет если не самую важную, то уж точно не последнюю роль. Активный обмен идеями и мнениями со всем миром для него – великолепное подспорье для творчества.
Вряд ли у кого-то получится повторить хулиганское восхождение Ито Морабито на дизайнерский Олимп – это уже будет воспринято как плагиат и повторение пройденного. Но его свобода, открытость и желание творить новое вполне могут быть примером для следующих поколений дизайнеров.
Елена Николаева
Источник: https://stroymir.net.ua 2 марта 2018 г.