Взломщик брендов Ора-Ито
Хакер, шутник, дизайнер, диджей, провокатор. Его настоящее имя – Ито Морабито, а родился он 37 лет назад во французском городе Марселе. Свой псевдоним, составленный из частей настоящей фамилии, он выдумал гораздо раньше, чем стал известным. В молодые годы под таким ником Ито был популярен среди компьютерных хакеров. Но это не было его единственным увлечением: с детства французский «взломщик имиджей» мечтал стать архитектором, дизайнером или художником.
Что, собственно, неудивительно: его дед, Ив Байард, был архитектором. Один из самых известных его проектов – Музей модерна и современного искусства в Ницце. А отец Ито, Паскаль Морабито, знаменитый дизайнер и ювелир, владел магазином в Париже. Но сделать дизайн своей профессией убедили Ито не они, а легендарный американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт, который оказал огромное влияние на развитие архитектуры в ХХ веке.
Разрешение на пиратство
Решив стать архитектором, Ора-Ито поступил в школу промышленного дизайна, откуда, правда, его выгнали на следующий год. Надо сказать, что учебное заведение не в чем винить: парень мало внимания уделял формальностям и учебные планы не выполнял. Ито стал подрабатывать в архитектурной мастерской, а затем у дизайнера обуви Роже Вивьера.
В 1997 году Ора-Ито стал создавать виртуальные дизайны продуктов мировых брендов, которые датировал 2010 годом. Как он это делал? Представлял себя арт-директором больших корпораций и начинал творить. Затем Ора-Ито выставил проекты товаров в Интернете на продажу. Камуфляжный ноутбук Apple, рюкзак Louis Vuitton, зажигалка BIC, сандалии Yves Saint Laurent: материальных носителей не существовало в природе, а покупатели выстроились в виртуальные очереди. Компании, на которые посыпались заказы на товары, коих они не создавали, пришли в бешенство. Начались судебные иски. Ито получил титул «взломщика брендов», а то, что он делал, назвали бренд-хакингом. К тому же времени относится создание дизайнером проекта Парижа 2010 года: город у Ито предстал раскупленным крупными корпорациями – не сильно веселая перспектива.
Но что самое интересное во всей этой истории: Лувр оказался оперативнее полиции. Музей предложил неизвестному тогда Ора-Ито выставить свои работы в галерее современного искусства. «Это стало для меня своего рода официальным разрешением на пиратство», – признался позже дизайнер. От такого предложения невозможно было отказаться, и молодой человек сделал свой первый шаг к мировой популярности. Практически сразу все иски были отозваны, а дизайнеру поступили предложения о разработке реальных продуктов от тех, кто еще недавно хотел засудить выскочку.
Сегодня Ора-Ито является одним из самых эпатажных и перспективных дизайнеров Европы, владельцем собственного дизайнерского бюро. Он сотрудничает с такими всемирно известными брендами, как Toyota, Nike, Apple, Adidas, Louis Vuitton, Davidoff, Bic, L’Oreal, Levi’s, Danone и многими другими.
Премии также не заставили себя долго ждать. В 2002 году Ора-Ито был отмечен наградой за дизайн алюминиевой банки для Heineken. А его лампы линии One для Artemide получили премию Red Dot Design Award. В Милане прошла персональная выставка дизайнера, а в 2006 году он был удостоен звания «Дизайнер года».
Одна из характерных черт дизайна Морабито – это то, что он почти всегда опережает свое время. Дизайнер предпочитает делать проекты, которые будут актуальны и через 20 лет. Те, которые совсем непонятны заказчикам, ожидают своего часа, а те, которые воплощаются в жизнь, моментально становятся хитами продаж.
Сложное, кажущееся простым
Ора-Ито нравится проектировать самые разные предметы, и вдохновение для их создания он находит в самых неожиданных местах. Например, дизайнер рассказывал, что образ ножа Samurai возник у него в голове после взгляда в глаза Алена Делона. Существуют три различных дизайна этого предмета, которые разрабатывались при непосредственном участии актера, а на лезвии стоит его автограф.
Одна из последних работ Ора-Ито – для французского дома Christofle, который выпускает посуду, столовые приборы, аксессуары и предметы интерьера уже более 170 лет. Основные материалы – серебро 925-й пробы, посеребренный металл или сталь. Среди заказчиков марки в разные времена побывали король Луи-Филипп, император Наполеон III, а также представители династии Романовых.
Из ветвистых канделябров и торшеров Arborescence (впервые коллекция была представлена в 2008 году) дизайнер «вырастил» стеклянные столы с затейливыми подстольями из стальных каркасов. Модели выполнены в стиле simplexity (так его называет сам маэстро). Это составное слово расшифровывается как simplicity + complexity (англ. «простота + сложность»), а означает процесс, при котором в результате кропотливой работы, которая иногда занимает не один год, создаются незамысловатые на первый взгляд предметы.
Александра Танич
Источник: http://stroymir.net.ua 9 июля 2013 г.