В гармонии с природой
Органическая архитектура – это принципиально новый подход к проектированию зданий, который уделяет равное внимание трем основным факторам: человеку, функции строения, а также природному окружению. Не желая создавать дома, состоящие только из гладких стен и прямых углов, приверженцы органической архитектуры строят приятные для созерцания объекты, объединяя их с окружающей природой в гармоничное целое. Архитектурная выразительность при разработке конструктивных элементов достигается использованием природных форм.
Сильные формы и чистые цвета
«Органичность» архитектуры прежде всего выражается в трех аспектах – применение экологически безопасных материалов, вовлечение ландшафта и создание удобной человеку среды с преобладанием плавных природных линий.
Основоположником органического стиля в архитектуре считают американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта, работавшего в первой половине XX века. Сторонник идеи непрерывности архитектурного пространства, Райт предлагал отказаться от привычной в западной архитектуре традиции нарочитого выделения здания и его составных частей из окружающего пространства. Надо сказать, что Райт был не одинок в своих поисках – эти же идеи прослеживаются в зданиях немецкого экспрессионизма 1910-1920-х годов и советском авангарде 20-х годов.
Райт строил свои дома в складках рельефа так, что казалось, они составляют единое целое с окружающей природой. Например, в «Доме Кунли» тенденция к слиянию с окружающей средой проявилась настолько полно, что невозможно понять, где дом фактически начинается. Этот эффект объясняется в том числе и примененными материалами: необработанными каменными блоками, неотшлифованными гранитными полами, тяжелыми, грубоотесанными бревнами. Стремлением к органическому решению объясняется и приверженность Фрэнка к свободной планировке помещений, которую архитектор применил одним из первых.
Еще одной из новаций Райта была «ликвидация излишеств», то есть отказ от большого числа декоративных деталей снаружи и внутри здания. Он считал художественным идеалом простые, сильные формы и чистые, яркие цвета. Выступая против дробности, он был среди тех, кто положил начало одному из основных принципов формообразования в современной архитектуре и дизайне. Это метод исключения и укрупнения. Райт говорил так: «Одна вещь вместо многих вещей, большая вещь вместо набора малых».
Скандинавское продолжение
Противопоставляя крайностями функционализма стремление к учету индивидуальных потребностей и психологии людей, органическая архитектура в середине 30-х годов становится одним из ведущих направлений. В скандинавских странах, учитывая местные традиции любви к природе, оно нашло горячих сторонников. Яркий пример – творчество финского архитектора и дизайнера Алвара Аалто.
Основные черты спроектированных им зданий: свобода внутренних пространств, развертывающихся в основном в горизонтальной плоскости; сочетание железобетона и стекла с традиционными материалами: деревом, камнем, кирпичом; соразмерность человеку; искусное освещение. Заслугой Аалто считается то, что он предложил альтернативу безличной повторяемости простой структуры и монотонности. Благодаря всему этому абсолютно функциональная архитектура Аалто стала в полной мере архитектурой органической, представляя собой ориентированный на массовое строительство аналог творчества Фрэнка Ллойда Райта.
Органический стиль в интерьере
Если есть дом с большим участком, то выдержать его дизайн в органическом стиле не составит труда. А если дом находится в черте города, как быть? В этом случае стены, обращенные на улицу, обычно делают глухими или с небольшими окнами под потолком, чтобы исключить контакт с городской средой.
Во внутреннем пространстве применяют противоположный подход: большие окна и панорамное остекление, отсутствие стен в зоне приемов (холл, гостиная и столовая) или превращение их в мобильные и прозрачные перегородки. Все это позволяет отдельным зонам органично перетекать друг в друга, а взгляду скользить по плавным очертаниям стен, полов и предметов мебели и устремляться во внешний простор. Панорамное остекление части дома, выходящей в сад, – один из основных приемов этого архитектурного стиля.
Личная зона (спальня, кабинет, ванная) располагается отдельно от зоны приемов. В этом случае отдых членов семьи не потревожат шумы из гостиной, а посещение ванной не потребует парадной одежды только потому, что в столовой собрались гости.
Стены и полы облицовываются природными материалами. В их числе дерево, кирпич, камень, обои из соломки, простая штукатурка. Натуральные материалы допустимо дополнять композитными и полимерными, искусно имитирующими природные текстуры. Желательно, чтобы в помещениях хотя бы отчасти повторялась отделка фасада, тогда интерьер будет выглядеть продолжением внешней оболочки дома.
Александра Танич
Источник: http://stroymir.net.ua 13 февр. 2014 г.