Дома из окон
Он говорил: «Дома состоят не из стен, это иллюзия, а из окон», – и доказывал свои слова, строя такие дома. Эксцентричный, гениальный, провокатор, фанатик, космополит, бродяга – это все об австрийском художнике и архитекторе Фриденсрайхе Хундертвассере. Его видение мира и сегодня вызывает интерес, сформулированные теории и манифесты звучат актуально, а Хундертвассерхаус (нем. «дом Хундертвассера») в Вене входит в обязательный туристический набор каждого уважающего себя охотника за достопримечательностями.
Бесконечность совершенства
Родился Фриденсрайх Хундертвассер, настоящее имя которого Фридрих Штовассер, в1928 году в Вене. Отец – австриец, мать – еврейка. Когда Фридриху был всего год, умер от аппендицита отец. Во время войны матери просто чудом удалось выжить самой и сохранить сына: 69 ее родственников, в том числе мать и сестра, погибли в концлагере.
В 20 лет, сдав выпускные экзамены в гимназии, Фридрих поступает в Венскую академию изящных искусств и три месяца ходит на занятия, но потом решает отправиться в путешествие. Сначала он посетил Тоскану, Рим, Неаполь, Сицилию и Флоренцию.
Именно в Италии Фридрих решил сменить имя. Он становится Фриденсрайхом Хундертвассером: Фриденсрайх значит «царство мира», а хундерт – перевод на немецкий чешского слова «што», означающего число 100.
Потом была Франция. В Париже Фриденсрайх поступил в Школу изящных искусств, но после первого же дня счел занятия скучными и бросил их. Отсутствие образования не помешало ему стать художником. Он создал собственный графический стиль, одним из сквозных элементов которого была спираль, ставшая у него символом бесконечности мысли и совершенства.
Идеальный дом
С 1950-х годов Хундертвассер серьезно занялся архитектурой. Приверженец радикальных идей он и в этой области не стал следовать традициям – объявил бой прямым линиям и идеальным пропорциям. Свои взгляды Фриденсрайх разъяснял в многочисленных манифестах и эссе. В них архитектор отстаивал право каждого индивида на самовыражение и утверждал, что люди не обязаны жить в одинаковых бетонных коробках, а вправе выбирать, как будет выглядеть их дом: каждый жилец может украсить стену вокруг своего окна на расстоянии вытянутой руки с кистью.
Его идеальный дом – это безопасная и комфортная нора со множеством глаз-окон. В Новой Зеландии он построил дом, где крыша и есть холм. Сверху растет трава, которую частенько приходят пощипать овцы.
Фриденсрайх реализовал множество своих проектов в Австрии, Германии, Японии, Новой Зеландии, США, Израиле, Швейцарии. Одни из самых известных – завод по переработке мусора в Вене, кирха Святой Барбары в Бернсбахе, детский сад близ Франкфурта и др. Мастер воплотил в жизнь несколько проектов по реставрации бывших фабрик и заводов. Как и Гауди, с которым его часто сравнивают, Хундертвассер почти везде использовал мозаику, разукрашивая ровную и однообразную поверхность. Он также любил завершать конструкцию золотым или голубым куполом-маковкой и создавать в стенах ниши для деревьев. Озеленяя свои постройки, Хундертвассер пояснял, что стремится вернуть природе территорию, которую люди у нее забрали.
Мелодия для ног
В 1986 году в Вене Хундертвассер построил дом, который получил имя своего создателя. Здание, призванное продемонстрировать качество жизни в муниципальных постройках обновленной Вены, сразу же стало широко известным. Своеобразия ему не занимать: «холмистая» этажность, внутри многих комнат посажены деревья, в доме нет двух окон одинаковой формы и размера. Примечательно, что от гонорара за работу Хундертвассер отказался, аргументируя это тем, что лишь предотвратил появление на этом месте уродливой постройки.
Это жилье, напоминающее известную сказку «Ганс и Гретель», где стены домика были сделаны из печенья, а окна – прозрачные леденцы, сейчас одно из самых дорогих в Вене. Так повелось с самого начала: когда дом построили, от желающих купить квартиру отбоя не было. Но говорят, что не все жильцы могут жить тут долго. Во-первых, под окнами постоянно бродят туристы, во-вторых, сложно передвигаться по неровным полам. «Ровный пол – измышление архитекторов… Живой, неровный пол означает возвращение утраченного человеческого достоинства, которое было отнято у человека в нивелированном градостроительстве. Неровный пол становится симфонией, мелодией для ног. Он приводит в тонус всего человека», – утверждал архитектор.
«Оазис человечности»
Последние годы жизни архитектор провел в Новой Зеландии. В 1999 году Хундертвассер приступил к своему последнему проекту, получившему название «Зеленая цитадель Магдебурга». Но строительство находилось на начальной стадии, когда в 2000 году Фриденсрайх умер.
Архитектор-художник хотел создать в городе «оазис человечности», который бы контрастировал со строгостью и невыразительностью традиционных строений: изгибающиеся линии стен, большие площади озеленения, золотые шары на башенках. Идея здания, больше похожего на праздничный торт, очень понравилась жителям Магдебурга, и в 2005 году они достроили «Цитадель».
Погребен Фриденсрайх Хундертвассер в Новой Зеландии в «Саду счастливых мертвецов», а на его могиле в соответствии с завещанием растет тюльпановое дерево.
Александра Танич
Источник: http://stroymir.net.ua 29 авг. 2013 г.