Живые стены
Настали времена, когда одним цветочным вазоном на подоконнике уже не обойтись, а для того чтобы сблизится с природой и нивелировать однообразие городского пейзажа, требуется нестандартный взгляд и выдумка. И в этом плане «зеленые стены» француза Патрика Бланка открыли новую многообещающую страницу урбанистического дизайна.
Разработанная им вертикальная система крепления растений произвела настоящий фурор среди декораторов, после чего вертикальные сады Бланка стали украшать фасады и интерьеры чопорных административных зданий, офисов, музеев, фешенебельных бутиков и отелей всего мира.
Вертикальные сады – это не просто плющ или виноград, увивающие стены, а множество красивейших растений, которые способны развиваться на минимальной подкормке. В готовом проекте растения гармонируют по цвету, размеру, фактуре листьев, создавая неповторимый рисунок, цветовые переходы и рельеф композиции.
Детское увлечение
Патрик Бланк начал свои эксперименты по разработке технологии вертикального озеленения еще в детстве. Сначала – просто сажая растения на ограду и вдоль стен, затем, увлекшись идеей, он перенес опыты в комнатные условия, ограничивая количество земли и полива. Увлечение перешло в серьезный интерес и, в конце концов, стало делом жизни. Бланк поступил в Парижский университет Пьера и Мари Кюри. Получив диплом, стал членом престижного во Франции Национального исследовательского центра, где и работает до сих пор.
В своих многочисленных экспедициях Патрик Бланк изучал тропические леса Малайзии и Таиланда и пришел к выводу, что более двух тысяч растений могут укореняться и жить на скалистых склонах гор с минимальным количеством влаги, минеральных веществ и освещения. Именно это открытие подтолкнуло его к мысли о создании вертикальных садов на стенах зданий современных городов.
Главным местом разработки его оригинальной идеи стал собственный дом, со временем превратившийся в кусочек тропических джунглей под Парижем. Одноэтажное жилище Патрика – это одновременно чудесный сад, рабочая лаборатория и уникальная коллекция экзотических растений, прекрасно гармонирующих между собой. Здесь нет внутренних дверей, из комнаты в комнату летают маленькие птички, по полу время от времени прыгают зелено-голубые малазийские лягушки, а в одном из тенистых углов притаилась большая ящерица, привезенная из Мадагаскара.
Все просто
Изобретение месье Бланка, как все гениальное, удивительно простое. На фасаде здания монтируется металлическая рама с тонким настилом полимерного войлока, имеющим капиллярную структуру, по которой поднимается влага и минералы. Именно в него высаживаются семена и саженцы растений.
Толщина установки не превышает нескольких сантиметров, а небольшой вес безопасен для стен здания: квадратный метр сада весит примерно 30 кг. Высаженный сад подсоединяется к автоматической системе, от которой через специальные трубки и фильтры получает питательный раствор. Фитодизайнер каждый раз создает новую растительную картину, не повторяясь и радуя своих заказчиков.
Первую публичную композицию с применением своей уникальной технологии вертикального озеленения Патрик Бланк создал в 1994 году, когда смонтировал вертикальный сад на парижском фестивале ландшафтного дизайна. Его инсталляция заинтересовала зрителей и была признана новым трендом дизайнерского искусства.
Необычные сады оценили и профессионалы – парижский архитектор по интерьерам Андре Путан предложил Бланку озеленить внутренний дворик фешенебельного отеля на Елисейских полях. После этого ресторанная зона отеля Pershing Hall с тридцатиметровой живой стеной из экзотических растений стала сверхмодной и весьма посещаемой.
Произведения Патрика Бланка уместны везде. В 2006 году он участвовал в оформлении Музея на набережной Бранли в Париже, который позиционирует себя как новаторское культурное учреждение. На внешнее оформление здания (800 кв. м) ушло 15 тысяч растений. Как и задумывал автор, растительность меняет очертания, рельефность и цветовые нюансы в зависимости от времени дня и освещения.
Стоимость вертикального сада Бланка зависит от ассортимента растений, сложности композиции, условий, климата. Само обслуживание растительной стены не приносит особых хлопот, к тому же Бланк настаивает на минимальном уходе, считая, что природа сама разберется, что для нее лучше.
В настоящее время всемирная слава Патрика Бланка очевидна, а его технология вертикального озеленения используется во всем мире. Бланк говорит: «Люди концентрируются в мегаполисах, города разрастаются, отбирая у зеленых насаждений привычную горизонтальную площадь. Зато сколько свободных вертикалей в нынешних городах: стены вокзалов, метро, паркингов, небоскребов». Он убежден, что в городской среде у растений есть будущее, – и это прекрасно!
Александра Танич
Источник: http://stroymir.net.ua 4 апр. 2012 г.