«Видеть мои мечты»
Однообразие городской застройки, унификация общественных пространств и ускорение темпа жизни так или иначе требуют компенсации. Одним из способов восстановления утраченной гармонии в современном градостроительстве стало использование скульптуры. Она одновременно обращается к мышлению и чувствам человека, а также разнообразит и оживляет пространство. Городская скульптура органична на улицах и площадях, в парках, на фасадах и в интерьерах общественных сооружений, своим присутствием она подчеркивает неповторимость каждого конкретного места.
Душа скульптуры
Барселонец Жауме Пленса стал известен как дизайнер публичных пространств в начале нынешнего тысячелетия после того, как его монументальные скульптурные композиции украсили парки, скверы и площади в Америке, Японии, Великобритании, России и во Франции.
Он многократно выставлялся на престижных площадках: в Центре Помпиду, музеях современного искусства в Нью-Йорке и Мадриде, художественном музее «Тейт Британия» в Лондоне. Все его работы поэтичны и проникнуты философским смыслом, который автор предлагает зрителю найти самостоятельно. В одном из интервью Жауме признался, что для него скульптура – это «самый лучший способ задать вопрос».
Один из центральных образов в его творчестве – человек, обнимающий древо жизни. В средние века алхимики верили в то, что каждый человек после смерти соединяется с универсумом, под которым понимается совокупность всех миров, при помощи космического дерева, вырастающего из его мертвого тела. Этого человека Жауме множество раз повторил в своих работах. Например, скульптура под названием Nomade («Кочевник»), 2007 год, имеет вид человека, смотрящего в морскую даль. Она монументальна и воздушна одновременно, выполнена из стальных букв, а ее высота составляет 8 метров.
Буквы для Жауме – это также символ. Он неоднократно повторял: «Одна буква – это один человек. Буквы для всего мира практически ничего не означают, но в то же время являются важными составляющими общей картины. Частное в общем. Так же и человек: один человек, несколько людей, потом это уже общество, уже весь мир».
Работы Пленса всегда пронизаны светом и обязательно предполагают интерактивность во взаимодействии со зрителем: каждый желающий наряду с любованием скульптурой на расстоянии может изучить ее изнутри, в буквальном смысле войдя в нее. «Когда кто-нибудь входит внутрь, то он наполняет скульптуру душой. Моя работа не завершена, пока она пуста внутри», – заявляет автор.
Встречаться и любить
Главная задача, которую ставит перед собой скульптор, задумывая очередной проект, – это создать такую работу, которая будет идеально вписываться в совершенно любой окружающий пейзаж, не портить его, а подчеркивать. Для мастера важна последующая жизнь его работ: «Я больше люблю не общественную скульптуру, а скульптуру в общественных местах. Для меня очень важно создавать такие произведения искусства, где люди могут собираться. Мне бы хотелось, чтобы именно около моих работ люди встречались, общались, испытывали эмоции и любили».
В 2004 году в чикагском парке «Миллениум» был открыт необычный арт-объект – видеоскульптура фонтан «Корона», которая выполнена в виде двух 15-метровых башен, покрытых жидкокристаллическими экранами. На них проецируются изображения жителей Чикаго. Между башнями располагается неглубокий бассейн.
Показывать лица обычных горожан было решено, чтобы образно продемонстрировать многоликость города. Для этого 75 общественных и религиозных организаций представили своих кандидатов, чьи образы и были использованы. Пленса снял на камеру около 1 000 людей, подробно изучая их мимику.
Интересно, что каждые 12 минут губы на лице того или иного горожанина, появляющегося на экране, складываются трубочкой и на зрителей выплескивается порция воды. Жауме Пленса восхитило, с каким интересом публика отреагировала на его фонтан, в котором к тому же можно освежиться. Поначалу «Корону» называли самой спорной конструкцией парка «Миллениум», но со временем полюбили. Фонтан очень нравится детям, самым благодарным поклонникам творчества скульптора.
Закрыть глаза...
Последняя по времени работа скульптора появилась в конце прошлого года в Рио-де-Жанейро в рамках масштабного проекта OIR («Новые идеи для Рио»). Целью проекта стало превращение Рио-де-Жанейро в город-музей современного искусства, где произведения известнейших авторов можно было бы обнаружить в самых необычных и вроде как не предназначенных для этого местах.
Скульптура под названием «Видеть мои мечты» представляет собой 12-метровую голову девушки с закрытыми глазами, созданную из смолы и мраморной крошки. Она установлена на линии прибоя одного из пляжей в Рио-де-Жанейро. По мнению Жауме, это символизирует человеческие мечты: стоит закрыть глаза, чтобы увидеть их осуществление. А мечтать необходимо, ведь без этого невозможны внутренний прогресс и движение вперед.
Александра Танич
Источник: http://stroymir.net.ua 13 нояб. 2013 г.