Сверхреальность для двоих
Французские скульпторы Клод и Франсуа-Ксавье Лаланн «скрестили» скульптуру с мебелью, а результаты скрещивания в виде фантастических животных сделали их знаменитыми.
Развенчание культа
А начиналось все в 60-х годах прошлого века: Клод и Франсуа-Ксавье оба были сценографами и вместе вели проекты у знаменитого хореографа Мориса Бежара, а также у не менее знаменитого режиссера Роже Вадима. Впрочем, это не единственные знаменитости в окружении четы Лаланн: Сальвадор Дали, Рене Магритт и Марсель Дюшан были для них не именами из справочника по истории искусств, а коллегами и друзьями. С Дали, например, Клод сделала серию столовых приборов. Великий Сальвадор хотел покрывать предметы драгоценными камнями (а как иначе?), она – комбинировать серебряные ракушки, стебли и листья. Достаточно быстро интерес Дали переключился на что-то другое, а Клод дело продолжила и выпустила еще десяток моделей.
Основная тема всех работ обоих Лаланн – реальные и вымышленные животные и растения. А вот индивидуальная манера, в которой эта тема трактуется, у супругов заметно различается. Франсуа-Ксавье позаимствовал интерес к стилизованным в духе 30-х годов фигурам животных у знаменитого анималиста эпохи ар-деко Франсуа Помпона. Но вообще Франсуа-Ксавье верен классике: в юности он подрабатывал сторожем в Лувре и до сих пор живет в мире картин Пуссена и Энгра, египетских сфинксов, мифов Древней Греции и героев басен Лафонтена.
Его скульптуры – это конструкции-шутки, выполненные из благородных материалов. «Унитаз-муха» сделан из бронзы и палисандра, садовые кресла-птицы – из мрамора, фарфоровые голуби посеребрены, а ящики письменного стола-козлика обиты кожей тончайшей выделки. Все работы Франсуа-Ксавье тщательно продуманы и рассчитаны. «Если сравнивать меня и Клод с музыкантами, то она – импровизатор, а я не начинаю играть, пока не запишу всю партитуру до последней ноты», – говорит он.
И эти «партитуры», надо признать, весьма доходны – взять, например, табуретку в виде овцы. Франсуа-Ксавье заполнил весь выставочный зал парижского Салона молодых художников в 1965 году бронзовыми овцами с покрытием из настоящей овчины. Теперь цена каждой овечки на аукционах Sotheby’s и Christie’s зашкаливает за сто тысяч евро, и они «пасутся» в покоях принца Филиппа в Виндзоре и доме супругов Дрей (крупнейших в мире коллекционеров ар-деко). Другие лаланновские зверушки «живут» у Ротшильдов, Юбера Живанши и Ива Сен-Лорана и на вилле Валентино Гаравани.
Сам Франсуа-Ксавье так объясняет тот факт, что он, дипломированный скульптор, стал делать утилитарные вещи: «Культура становится культом, а произведения искусства иконами. Я с этим категорически не согласен. В свое время мы с Дюшаном здорово посмеялись над тем, что он превратил писсуар в скульптуру, а я сделал из скульптур унитазы и корыта».
В мистическом саду
Стиль Клод Лаланн – более сумрачный и мистический. Она собственноручно делает бронзовые и латунные муляжи людей, животных и растений, а потом собирает из них сюрреалистические конструкции – лианоподобные перила лестниц, столы и скамейки из бронзовых кувшинок, люстры и канделябры из ветвей, на которых мирно соседствуют птички, мышки и бабочки... Работает Клод в технике гальванопластики (создание металлического покрытия путем электролитического осаждения частиц).
Клод и Франсуа-Ксавье разные не только в творческой манере, у них и темпераменты совсем разные. Но, как всегда, крепкий брак там, где жена и муж дополняют друг друга. В отличие от сдержанной и задумчивой Клод, Франсуа-Ксавье – само обаяние, люди сами тянутся к нему. Каждый второй из «притянувшихся», правда, принц, миллионер или знаменитость – но это случайность, не более того.
Франсуа-Ксавье и Клод и собственную жизнь превратили и сюрреалистическую феерию. Обитают они, само собой, не в городе, а на природе – в Фонтенбло – час езды от Парижа. Клод с удовольствием занимается цветником и огородом, выращивает в парнике особые copтa капусты, а также кувшинки и бамбук – они потом служат моделями для ее скульптур. Каждое утро Франсуа-Ксавье среди настоящих и рукотворных коров и овец устраивается рисовать и придумывать смешные подписи в стихах к своим рисункам, которые издает в виде рукописных книг. Пока вышли три: «Легендарные звери», «Заурядные звери», «Полезные звери», и купить их можно только по предварительной записи.
В истории французского искусства уже был пример творческого и личного союза двух скульпторов – Огюста Родена и Камиллы Клодель. Их история закончилась печально – двум звездам нелегко друг с другом. Франсуа-Ксавье и Клод Лаланн такой судьбы счастливо избежали. Ни они сами, ни ценители их работ даже не пытаются сравнивать, кто в их паре более талантлив и знаменит. Они просто создают свою сверхреальность – каждый по-своему.
Александра Танич
Источник: http://stroymir.net.ua 24 окт. 2011 г.