Суйсеки: камни для созерцания
Бонсай, икебана и сад камней – именно их прежде всего вспоминают, говоря о восточной традиции сада. Но, оказывается, это не все. Вот, например, искусство «водяных камней», которое возникло в Китае более тысячи лет назад, а оттуда распространилось в Японию и Корею, где обрело свои особенности.
Суйсеки (по-китайски «суй» – вода, «секи» – камень) – композиция из природных камней на специальном подносе. Обычно для суйсеки использовались камни из горных рек, обточенные потоком. Доработка или обрезка камней, как правило, не допускалась: дзен-буддизм считает, что это может разрушить душу камня.
В наши дни суйсеки вновь стали предметом интереса как художников, так и специалистов по дизайну. Камни могут играть в интерьере столь же важную роль, как бонсай, и при этом не требуют постоянного контроля.
Размер суйсеки сильно разнится: может быть меньше трех сантиметров, а может достигать метра. Для фиксации камня придуманы различные приспособления: камень помещают в глубокий субан – керамический контейнер с песком или водой – или в глубокую деревянную резную подставку. Надо сказать, что подставки и сами по себе очень красивы.
Ценность камня определяется его формой, цветом, фактурой поверхности и возрастом (особенно востребованы камни с патиной). Камень должен производить гармоничное впечатление в любом ракурсе. Очень хорошо, если он на что-то или кого-то похож.
Если камень не так давно извлечен из воды, его могут доводить до кондиции: положить на светлое место и постоянно поливать, чтобы ускорить процесс старения. После нескольких лет заботы камень превратится в суйсеки. В Японии для совершенствования красоты нового камня требуется минимум 10 лет ухода, а иногда и больше.
Очень важным моментом воздействия суйсеки на воображение зрителя является присущий ему цвет. Он должен быть естественным, то есть соответствовать мягким, свойственным природе тонам. Очень важны такие качества, как элегантность и спокойствие, присущие, например, обработанному водой черному камню. Таково же ощущение от темно-коричневого, сине-черного, темно-серого камня. Белый цвет нежелателен, так как в Японии является траурным. (Впрочем, в китайской традиции, наоборот, приветствуется использование белых и светлых тонов).
Украшали суйсеки не только интерьер, но и сад, где использовались одиночно и группами. Для таких камней требовались определенный цвет, форма и размер, которые должны были гармонично слиться с имеющимся ландшафтным дизайном.
Кроме классического суйсеки, сейчас развиваются направления, допускающие доработку природных камней или применение новых материалов. Одно из самых перспективных связано с использованием керамики. А современный художник Таканори Айба «скрестил» суйсеки с миниатюрными макетами реальных архитектурных объектов. Вышло очень красиво, не правда ли?
Подготовила Марина Петрова
Источник: http://stroymir.net.ua 14 июня 2013 г.