Мой клиент не торопится
Немногие архитекторы в мире могут похвастаться тем, что их творения знают даже те, кто далек от искусства. Антонио Гауди как раз из таких. Восемь произведений великого испанца внесены в список ЮНЕСКО по охране культурного достояния.
Он ненавидел замкнутые и геометрически правильные пространства, а стены доводили его прямо-таки до неистовства. Главным источником вдохновения при решении как декоративных, так и конструкторских задач стал для Гауди мир природы. Антонио избегал прямых линий, считая, что прямая – это порождение человека, а круг – порождение Бога. Из кривых поверхностей архитектор и сформировал собственный, мгновенно узнаваемый стиль.
Художник-мастеровой
Антонио Гауди родился в 1852 году в городе Реусе, недалеко от Барселоны, в семье котельных дел мастера. Впоследствии, объясняя свое поражавшее окружающих умение мыслить в трех измерениях, он говорил, что это у него наследственное: дед по отцу – кузнец, в роду матери были бондари и моряки, то есть, по словам Гауди, «люди пространства и расположения».
В 16 лет Антонио переезжает в Барселону, где поступает в Высшую техническую школу архитектуры. В Европе в то время наблюдался необычайный расцвет неоготического стиля, и юный Антонио Гауди увлекся идеями энтузиастов неоготики – французского архитектора Виолле-ле-Дюка (крупнейшего реставратора готических соборов, в частности собора Парижской Богоматери) и английского критика и искусствоведа Джона Рескина. Провозглашенная ими декларация «Декоративность – начало архитектуры» полностью соответствовала собственным представлениям Гауди. Кроме того, юного архитектора впечатляла и местная готика с ее причудливым сочетанием европейских и мавританских мотивов.
Заказать мечту
В 1883 году Гауди знакомится с текстильным магнатом Эусебио Гуэлем, который стал для него не только основным заказчиком и покровителем, но и лучшим другом. В течение 35 лет, до самой смерти мецената, архитектор проектировал для его семьи все необходимое для жизни: от предметов домашней утвари до особняков и парков. Этот текстильный магнат, богатейший человек Каталонии, мог позволить себе воплотить в камне любую свою мечту, а Гауди получил то, о чем мечтает каждый творец: свободу самовыражения без оглядки на смету.
Гауди везло с заказами – богачам Барселоны нравился его стиль. Для владельца керамической фабрики Висенса архитектор спроектировал дом, похожий на сказочный дворец. Висенс хотел увидеть в своей загородной резиденции «царство керамики», и Гауди покрыл стены дома многоцветными переливчатыми майоликовыми плитками, украсил потолки свисающими лепными «сталактитами», наполнил двор причудливыми беседками и фонарями. Садовые постройки и жилой дом составляли великолепный ансамбль, в формах которого архитектор впервые опробовал свои излюбленные приемы: обилие керамической отделки, пластичность и текучесть форм, смелые комбинации разностильных элементов, а также контрастные сочетания цветов и форм.
К числу шедевров современной архитектуры причисляют и дом Мила, одну из самых известных построек модерна, названную жителями Барселоны «Педрера» (исп. «Каменоломня»). Здание, как и квартиры, имеет сложный криволинейный план. В доме Мила применены новые конструктивные решения: отсутствуют внутренние несущие стены, все межэтажные перекрытия поддерживаются колоннами и наружными стенами, сами балконы являются конструктивными элементами.
Это одна из первых попыток создать новое планировочное решение, известное впоследствии как свободный план: всю нагрузку несет каркас, поэтому внутренние перегородки могут находиться в любом месте. Волнистые формы фасада были дополнены причудливыми коваными балконными оградами, на крыше архитектор поместил сад скульптур: дымовые трубы и вентиляционные шахты были замаскированы каменными изваяниями, напоминающими сказочных великанов.
Храм Святого Семейства
В 1891 году архитектор получает заказ на строительство нового собора Барселоны – храма Святого Семейства (Sagrada Familia). Придавая особое значение этой постройке как символу национального возрождения Каталонии, с 1910 года Гауди занимается только им и не принимает другие заказы.
По его замыслу, храм должен был стать грандиозной аллегорией Рождества Христова. Восточный фасад посвящен непосредственно акту рождения, западный – страстям Христовым, южный, самый внушительный, должен стать фасадом воскресения. Порталы и башни храма изобилуют скульптурой, воспроизводящей как бы весь живой мир; головокружительная сложность профилей и деталей превосходит все, что было когда-либо известно готике. Это своего рода готический модерн, в основу которого положен план средневекового собора.
Несмотря на то, что Гауди участвовал в строительстве на протяжении тридцати пяти лет, ему удалось увидеть готовым только Рождественский фасад и четыре башни над ним. Впрочем, архитектор прекрасно понимал, что строительство будет долгим. Когда его спрашивали, сколько оно займет времени, отвечал: «Мой клиент не торопится».
Храм Святого Семейства стал последним проектом Гауди – в 1926 году он умер, сбитый одним из первых городских трамваев неподалеку от своего любимого детища. Плохо одетого старика не узнали и отвезли в больницу приюта для бедных, где он умер, не приходя в сознание. Все, что смогли сделать барселонцы, – похоронить великого зодчего в подземной часовне храма и продолжать строительство собора. Предположительно, оно закончится к 2030 году.
Испанцы чтят память Гауди. По их инициативе десять лет назад была начата официальная процедура возведения великого архитектора в сан святых. Ватикан дал понять, что положительное решение этого вопроса – лишь вопрос времени.
Александра Танич
Источник: http://stroymir.net.ua 1 авг. 2013 г.