Рубрики

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Лифт будущего

Статья Лифт будущего Строительство и Ремонт

В фильме «Чарли и шоколадная фабрика» с Джонни Деппом персонажи перемещаются по фабрике Вилли Вонки с помощью одного из его фантастических изобретений – лифта, который может двигаться и вертикально, и горизонтально. Как обычно, вчерашняя фантастика назавтра становится повседневностью: концерн ThyssenKrupp уже несколько лет разрабатывает подобную систему. И недавно опытный образец был продемонстрирован публике.

Первые лифты в истории приводились в движение силами рабов, слуг или тягловых животных. Со временем мускульную силу заменило давление пара, а затем – электрический привод. Но в большинстве этих конструкций сохранялся общий принцип: подъем (и спуск) кабины с помощью троса. Соответственно, все эти лифты двигались только в вертикальной плоскости. Само слово «лифт» происходит от английского глагола to lift, означающего «поднимать».

Последней крупной модернизацией лифтовой системы было изобретение Элайши Отиса, прародителя знаменитой фирмы «Отис», до сих пор являющейся одним из крупнейших и известнейших производителей лифтов. Отис создал «автоматический ловитель» – стопор на пружинной основе, который останавливал подъемник в случае обрыва троса. С тех пор улучшения были незначительными – до недавнего времени.

Международный конгломерат ThyssenKrupp, основанный в Германии, – относительный новичок в лифтовой индустрии: они начали производить лифты «всего лишь» в 1954 году. Но они явно стремятся потеснить «американцев» Otis и «финнов» Kone. Их лифтовая система Multi, базирующаяся на технологии магнитной левитации (она же применяется в поездах на магнитной подушке, маглевах), позволяет лифту перемещаться без троса и в любой плоскости: хоть вертикально, хоть горизонтально, хоть диагонально. Используя линейный двигатель, кабина движется вдоль рельса, а на повороте рельс поворачивается на 90° – и лифт может сменить направление движения с вертикального на горизонтальное или наоборот.

Тросовая система еще вполне актуальна в стандартных 10-16-этажках, но в километровых небоскребах с кучей офисов и конференц-залов явно нужно что-то новое. Во-первых, лифт на тросе за один «перегон» может подняться на высоту лишь около 500 метров: при большей высоте стальной трос не выдержит собственного веса. Поэтому в больших небоскребах вроде Бурж Халифа в Дубаи обычно идет несколько лифтов: один, допустим, поднимает на 70-й этаж, второй с него – на 140-й и так далее. И если нужно из холла подняться на самую верхушку, то порой приходится ехать с двумя-тремя пересадками, и каждый лифт нужно еще ждать, пока им пользуются другие…

Во-вторых, в многокорпусных комплексах вроде знаменитых Башен Петронас в Куала-Лумпуре для того, чтобы перейти из одной части здания в другую, нужно спуститься вниз (либо подняться до уровня с мостом), перейти в другой корпус и снова на лифте добраться до нужного этажа.

В-третьих, кабина тросового лифта в шахте одна. А потому если в здании живет/работает много людей, то ожидание лифта становится привычным делом. Даже если лифтов два или больше, рано или поздно наступает момент, когда количество одновременно желающих воспользоваться ими создает «пробку». Это ожидание длится минуты, но все равно раздражает. Андреас Ширенбек, директор ThyssenKrupp, утверждает, что за всю жизнь человек в среднем тратит 16,6 года на ожидание лифта. Пожалуй, в наших широтах эта цифра будет поскромнее – на всю Украину наберется едва ли десяток офисных небоскребов сотнями и сотнями работников. Но тем не менее, время, потраченное на ожидание, можно было бы провести с куда большей пользой, согласны?

У маглев-лифта Multi этих минусов нет. Он может подниматься на любую высоту, может доставить вас из одного корпуса в другой без пересадок. Когда лифт останавливается на этаже, круглая рельсовая платформа может повернуться под ним по часовой стрелке, благодаря чему лифт поедет «боком». Система передвижения Multi напоминает систему метро: при необходимости «поезд»-кабина легко переходит с одних «путей» на другие. А это значит, что в одной системе шахт может передвигаться несколько кабин, которые будут координировать свое местоположение, чтобы их маршруты не пересекались. Программное обеспечение лифта будет планировать наиболее оптимальный маршрут, чтобы объехать скопление и доставить пассажира за кратчайшее время.

Кстати, о времени. Максимальная скорость лифта Multi составляет около 5 м/с. Это не очень много. Для сравнения, самый быстрый в мире лифт в Shanghai Tower развивает скорость 18 м/с (64 км/ч). Но экономия времени в маглев-лифте достигается за счет сокращения времени ожидания и увеличения количества кабин.

Опытный образец лифта смонтирован в 246-метровой бетонной башне в немецком Роттвейле, километрах в 100 от Штутгарта. Это здание – само по себе уникально: помимо высочайшей в Европе круговой обзорной площадки и удобного конференц-зала в нем расположены 12 лифтовых шахт, предназначенных именно для испытаний лифтов. Бетонное основание шахт специально укрепили, чтобы оно выдерживало свободное падение 40-тонных лифтовых кабин на скорости до 160 км/ч. Рабочее название этого небоскреба звучит по-немецки мелодично: Ауфцугстесттурм (Aufzugstestturm), дословно – «Башня для тестирования лифтов». Впрочем, автор проекта, архитектор Гельмут Ян, предлагает куда более претенциозное название «Башня Света» (Tower of Light). Из 12 тестовых шахт в этой башне под испытание Multi отведено 3, и они соединены между собой.

Инженеры ThyssenKrupp уверяют, что их изобретение повлияет не только на «внутренности» зданий будущего, но и на внешний вид целых городов. Ведь отныне архитекторы не будут ограничены ни высотой, ни необходимостью «выстраивать» этажи вокруг вертикальных лифтовых шахт. Правда, вряд ли мы увидим большое количество таких лифтов в ближайшее время, потому что система Multi стоит примерно в пять раз дороже обычного лифта. Впрочем, один немецкий застройщик (OVG Real Estate) уже согласился установить лифты с линейными моторами в своем новом строении – будущем здании East Side Tower в Берлине. Возможно, в недалеком будущем фантазия Роальда Даля (автора «Чарли и шоколадной фабрики») воплотится в реальность.

Дмитрий Авдеев

Источник: https://stroymir.net.ua 28 февр. 2018 г.

Объявления по теме

Статьи по теме

Пейзаж без рамы

Статья Пейзаж без рамы Строительство и Ремонт Вид с балкона, остекленного по этой технологии, открывается превосходный

добавлено: 15 сент. 2021 г. читать дальше»
Креативная вилла с бассейном, садом и зеленой...

Статья Креативная вилла с бассейном, садом и зеленой крышей в Польше Строительство и Ремонт Ценитель природы устроил на пустом участке красивый зеленый оазис и озеро, проложив дорогу с плавными изгибами к месту строительства

добавлено: 18 авг. 2021 г. читать дальше»
Клочок природы среди урбанистического лабиринта

Статья Клочок природы среди урбанистического лабиринта Строительство и Ремонт Сады на крыше разделяют на два вида, отличающиеся сложностью и техникой исполнения

добавлено: 4 авг. 2021 г. читать дальше»
Читать все статьи

Объявления в центре внимания

Последние новости

Новые статьи

Приводимо до ладу балкон

Статья Приводимо до ладу балкон Строительство и Ремонт Ми зібрали кілька ідей з оформлення балкону

добавлено: 2 года назад читать дальше»
Дивимось «тєлік» зі зручностями

Статья Дивимось «тєлік» зі зручностями Строительство и Ремонт Зустрічайте: органайзер для дивану!

добавлено: 2 года назад читать дальше»
Стильний мідний будиночок

Статья Стильний мідний будиночок Строительство и Ремонт Шале Copper House у Київській області наочно демонструє: є в нас і архітектори, і замовники, чий смак дозволяє зробити якісно і естетично, створити...

добавлено: 2 года назад читать дальше»

Новости партнёров