«Когда Джим приезжает в Париж»
Ей неинтересно делать диваны или лампы в обычном понимании, ей нравится превращать их в конструкции, которые можно использовать совершенно по-разному. Поэтому мягкая мебель становится многоблочным конструктором, который можно разбирать и собирать по-новому, а гостиничный номер превращается в многоуровневую платформу с парой-тройкой предметов, на которых можно сидеть, спать, есть и так далее.
Кафе, офисы, детские центры, сеть отелей Hi – портфолио Матали Крассе обширно и разнообразно. Единственное, чего в нем почти не увидишь, это частных домов. Дизайнер предпочитает общественные помещения и делает исключение только для друзей или важных клиентов.
Вместо маркетинга – дизайн
Матали Крассе родилась в семье фермера в небольшом французском городке Шалон-ан-Шампань. Она не собиралась становиться дизайнером, а стала учиться на маркетолога. Но во время изучения рекламного дела Матали попробовала создать дизайн упаковки – вот с этого момента все и началось. Почувствовав страсть к созданию объектов, девушка решила сменить область деятельности и поступила в Высшую Международную школу промышленного дизайна в Париже, которую окончила в 1991 году.
Сразу же по окончании школы Матали представила в Миланском Триеннале проект The Domestic Trilogy (англ. «Домашняя трилогия») – первый, но не единственный из ее проектов, в которых она пересматривает среду обитания человека.
Если подумать, мы не особенно отдаем себе отчет, насколько изменилось поведение человека со времен формирования основных типов мебели. А ведь активный член общества сегодня способен воспринимать информацию одновременно из нескольких медийных и коммуникативных источников, при этом его «центр тяжести» фактически перемещается в мозг – от этого, наверное, наблюдается постоянное желание устроиться как-нибудь поудобнее, обложившись своими гаджетами, едой, книгами и т. д. И предмет профессионального интереса Матали Крассе состоит именно в создании удобной и пластичной среды, способной соответствовать запросам современной жизни. И если для традиционалистов спроектированные Крассе предметы и интерьеры могут показаться странными, то дети и подростки чувствуют себя в таких пространствах как рыба в воде. Объекты Крассе многофункциональны: пуф легко превращается в стол, столешница – в полочку.
Был пуф – стал стол
По возвращении в Париж в 1993 году Матали начинает работать в студии Филиппа Старка. После пяти лет сотрудничества она решает, что пора открывать собственную студию, и с тех пор разрабатывает телевизоры, светильники, зеркала, диваны, модульные системы, парфюмерные флаконы, посуду, оформляет выставочные пространства.
Ее первым значительным проектом была инсталляция с длинным названием «Когда Джим приезжает в Париж», состоящая из колонны с лампой и часами, трансформируемой в кровать. Как говорит сама дизайнер, «Когда Джим приезжает в Париж» – это ее ответ на стесненные условия маленьких парижских квартир, в которых не всегда есть место для размещения приехавшего друга. «Создавая этот набор предметов, я думала о воображаемом друге. Я хотела предложить альтернативное решение раскладному дивану».
Цифровое самообслуживание
Еще более радикальное творение Крассе – дизайн уже ставших знаменитыми отелей Hi. Например, четвертый по счету отель, названный Hi Matic, открылся в Париже в 2011 году. Отель на 42 номера находится недалеко от площади Бастилии. Автор с самого начала ориентировалась на создание предельно простого пространства в духе традиционных японских отелей рёкан: все для комфорта и ничего лишнего. Его интерьер ярок, экологичен, наполнен компактными вещами-трансформерами и touchscreen-технологиями.
В комнатах отеля лаконичная, но качественная обстановка, чем-то напоминающая игровой домик для детей: внизу платформа с матрасом, которая служит кроватью ночью или софой в дневное время, сбоку откидной столик, пуфы. Все в комнате можно двигать, трансформировать, подстраивать под себя. Hi Matic называют экоотелем: здесь используют только безопасные краски, качественные природные материалы, экономно относятся к ресурсам, предлагают органическую пищу, прокат велосипедов.
Кроме необычного дизайна, Hi Matic уникален и тем, что он первым в мире начал работать по принципу цифрового самообслуживания: гости самостоятельно регистрируются, заказывают еду и обмениваются информацией с другими гостями через сеть, в которую можно выходить с помощью многочисленных сенсорных экранов.
В 2006 году жюри «Мебельного салона Парижа» – подраздела выставки Maison&Objet – присудило Матали титул «Творец года», признав ее одной из сильнейших личностей французского дизайна.
Александра Танич
Источник: http://stroymir.net.ua 9 дек. 2013 г.