Классик неклассической архитектуры
Как стать архитектором? Ответ, в общем-то, очевиден – после школы поступить на архитектурный факультет, успешно закончить и работать по специальности, постоянно совершенствуясь в профессии. Большинство так и делает, но вот американец Филип Джонсон, который стал всемирно известен как один из пионеров модернизма и постмодернизма, пошел учиться на архитектора в 35 лет.
Бюро по пропаганде
Филип Джонсон родился в 1906 году в семье видного юриста. Но дело отца не наследовал – захотел быть филологом, для чего и поступил в Гарвардский университет. Карьера его развивалась достаточно быстро – в 26 лет Джонсон уже стал директором департамента архитектуры Музея современного искусства в Нью-Йорке. И тут происходит первая метаморфоза. Из филолога-классика Филип под влиянием директора музея Барра превращается в «бюро по пропаганде» (по собственному выражению Джонсона) того архитектурного явления, которое они втроем с архитектурным критиком Хичкоком окрестили интернациональным стилем. Отличительная черта этого стиля – использование строгих геометрических форм.
Джонсон так всем этим увлекся, что решил освоить профессию архитектора, в связи с чем повторно поступил в Гарвардский университет.
Первые собственные сооружения Джонсона и по общему замыслу, и в деталях можно принять за разработки идей его знаменитого учителя – немецкого архитектора Миса ван дер Роэ, который эмигрировал в Америку в 1937 году. Ван дер Роэ стремился к предельной простоте своих сооружений и проектировал здания из стали и стекла, отличительными чертами которых было четкое членение наружных и внутренних пространств, а также подчеркнутый акцент на горизонтали и вертикали. Одним из сооружений Миса, которые впоследствии будут признаны культовыми, был «Дом Фарнсворта» – стеклянный объем, заключенный между двумя плоскостями перекрытий, поднятыми над землей на восьми столбах. Под впечатлением от этого проекта Джонсон в 1949 году строит «Стеклянный дом», который является первым подобным домом в мире. «Филип реально сэкономил на обоях», – так часто шутят экскурсанты, которые могут из любой точки дома любоваться живописными окрестностями.
Но очень скоро Филип пошел своим путем: Музей западного искусства в Форт-Уэрте (1961) весьма интересен своим генеральным планом. Если находясь на последней террасе перед музеем, посетитель оглянется, он увидит перед собой в отдалении на фоне грандиозной системы террас и лестниц панораму Форт-Уэрта с зубчатым силуэтом небоскребов – картину, которая, по словам очевидцев, является самым лучшим экспонатом музея.
Строительство нью-йоркского театрального комплекса Линкольн-центр (1962) – весьма примечательное событие в архитектуре второй половины столетия. Это апогей американского неоклассицизма, и Джонсону не без основания ставят в заслугу создание в театре впечатляющих пространств. В первую очередь – огромного праздничного фойе, которого еще не знал Нью-Йорк.
Дедушкины часы
Сам Джонсон называл себя по-разному. И современный архитектор, и постмодернист, и функциональный модернист, и структурный классицист, и функциональный эклектик – это делалось, скорее всего, не без кокетства. Но парадокс в том, что при всем самолюбовании (на что имел полное право) каждое из подобных определений справедливо, ибо как архитектор он в течение своей долгой и плодотворной профессиональной карьеры был разным. Не случайно он писал о своих «двенадцати поворотах на пути современной архитектуры».
В середине 1980-х годов Джонсон стал не только признанным классиком американской архитектуры, но также самым модным, самым дорогим, самым светским и влиятельным архитектором, долгие годы связанным с миром роскоши и больших денег.
Однако, хоть Джонсон и был «гуру», не всем нравилось то, что он делал. Вспомнить хотя бы историю с проектом небоскреба компании АТ&Т для центра Манхэттена. Это сооружение в высшей степени характерно для позднего Джонсона. Раздуть композицию миниатюрной капеллы Пацци – уже одно это вызывало удивление. Но Джонсон еще и выполнил серо-розовое гранитное тело своего строения в стилистике небоскребов 1910-30-х годов. А завершил все это фигурно вырезанным барочным фронтоном, напоминающим дедушкины часы. Среди шквала критики только сам Филип Джонсон, как отмечала пресса, был сама невозмутимость.
В конце концов, скандальный небоскреб стал явлением – правда, скорее в силуэте Манхэттена, чем в движении постмодернизма (вопреки ожиданиям адептов этого стиля).
В 1978 году Джонсон получил Золотую медаль AIA (Американского института архитекторов), а в 1979 он стал первым лауреатом Притцкеровской премии. Но годы стали брать свое – в 98 лет Джонсон закончил архитектурную практику (впечатляющий срок, не правда ли?). А 25 января 2005 года Филип Джонсон скончался в своем поместье в штате Коннектикут. Он ушёл, оставив после себя десятки впечатляющих зданий в США и по всему миру.
Александр Танич
Источник: http://stroymir.net.ua 18 марта 2014 г.