Хорошее настроение с Vitra
Статус мирового лидера промышленного дизайна компания Vitra заслужила не только благодаря практичности и удобству своей продукции, но и высокому уровню дизайнерских решений. Каков же рецепт успешности от Vitra? Специалисты компании уверены: надо сотрудничать только с дизайнерами, которые не только доказали свою креативность, но и стали всемирно известными. Среди наиболее знаменитых мастеров промышленного дизайна, сотрудничавших с Vitra, – Чарльз и Рэй Эймсы, Филипп Старк, Рон Арад, Вернер Пантон, Хелла Йонгериус. Результат такого отбора – проекты, которые продолжают быть востребованы и через 50 лет.
Поездка за идеями
Vitra – одна из первых транснациональных компаний на рынке промышленного дизайна. А начиналось все в 1934 году, когда Вилли Фельбаум купил компанию, производившую оборудование для магазинов. Раскачивался он довольно долго: только через 16 лет зарегистрировал торговую марку, после чего поехал в США, где окончательно пришел к мысли о промышленном производстве мебели для массового потребителя.
Почему США? Дело в том, что во время Второй мировой войны промышленность этой заокеанской державы, в отличие от европейской, не только не пострадала, но и серьезно нарастила обороты за счет военных заказов. Был осуществлен прорыв в военных, а заодно и в других производственных технологиях. Одним из «побочных» результатов стало увеличение выпуска разнообразной мебели. Примеры бывали весьма необычны: например, шина для накладывания на ногу во время перелома, изготовленная дизайнером Чарльзом Эймсом из клееной древесины по слепку с собственной ноги, через непродолжительное время преобразилась в концептуальный стул.
Легко делать – просто перерабатывать
Vitra придерживается концепции, что внутреннее пространство и оснащение помещения значительно влияет на настроение и поведение находящихся там людей, а потому задача компании – разрабатывать мебель, которая и стимулирует, и в то же время заботится о комфорте и удобстве потребителей.
Через пару лет после возвращения основателя компании из Америки Vitra начинает выпуск мебели, спроектированной Чарльзом и Рэй Эймсами, к которым достаточно быстро добавляются и европейские дизайнеры. Некоторые идеи настолько опережали свое время, что только в новом тысячелетии стали действительно актуальны. Это, в частности, случилось с стулом Вернера Пантона, плавные линии которого, повторяющие изгибы человеческого тела, как нельзя лучше вписываются в современные офисы.
Правда, и материалы стали другими: первоначально стул Panton изготавливали из полиэстера со стекловолокном, которые не вполне соответствовали требованиям экологичности. На смену им пришли полиуретановая пена и полистирол. И только сейчас это кресло стали изготавливать в соответствии с основной идеей художника: его отливают под давлением из пропилена, благодаря чему стул стал дешевле и перестал загрязнять окружающую среду.
Vitra постоянно занимается исследованием и внедрением в свое производство новых материалов. Благодаря этому ее продукция отвечает самым строгим экологическим стандартам. Примерами подобного подхода являются проекты таких известных дизайнеров, как Филипп Старк и Мартен ван Северен. К примеру, стул Louis 20 Старка состоит всего лишь из двух частей: алюминиевых ножек и пластикового каркаса из дутого пропилена, так что в любой момент он может быть легко разобран и отправлен на вторичную переработку.
Для офиса и для дома
Вопросы эргономики также приоритетны для Vitra. Практически вся продукция компании постоянно тестируется независимыми институтами.
Одно из главных направлений Vitra – производство офисной мебели. Этот вид мебели, помимо функциональности, должен выполнять еще одну задачу: адаптироваться к стилю компании, подчеркивать корпоративную культуру. Поэтому Vitra сотрудничает со многими известными проектировщиками, которые разработали линии мебели, в равной степени удовлетворяющие двум плохо сочетающимся факторам: они облегчают рабочую деятельность и изысканы по дизайну.
Metropol – серия, созданная Марио Беллини, основана на идее четкого функционального разделения пространства офиса: рабочее место может изменяться согласно индивидуальным запросам. Техническое оборудование и документы располагаются над столом на дополнительных рабочих поверхностях или под ним в подвижных контейнерах-тумбах, оставляя таким образом рабочее пространство свободным.
Основываясь на опыте архитектора, Антонио Читтерио разработал высокоподвижную мебельную программу Ad Hoc с разделяющими элементами. Они меняются с изменением ситуации в течение рабочего дня. Благодаря широкому спектру материалов и цветов коллекция Ad Hoc может прекрасно подходить и к интерьеру домашнего офиса и даже детской комнаты.
Музей дизайна Vitra
В 1989 году был открыт музей дизайна Vitra в городе Вайль-на-Рейне (Германия), где находятся производственные мощности компании (штаб-квартира Vitra базируется в Бирсфельдене, Швейцария).
Он был создан с целью демонстрации тенденций в современной архитектуре, а также истории мебельного и интерьерного дизайна. Здание музея построено одним из самых выдающихся архитекторов современности американцем Фрэнком Гери и является его первой работой в Европе. Здание возведено в любимом им стиле деконструктивизм и вполне отвечает духу компании.
Александра Танич
Источник: http://stroymir.net.ua 16 дек. 2013 г.